Разделы:

Хронология:

 

Архив публикаций

Новые комментарии:

Каналы:

© Константин Лакин, 2011–2024

Перепечатка материалов допускается с указанием источника.

Изготовление: Валерий Сальников

10 августа 2007 г. Комментарии (0)

ДОРОГА НА СЕВЕР. Архангельская губерния. Часть III

Карта.

УСТЬЯНСКИЙ РАЙОН. ФЛАГ И ЖБИ.

В Вельске мы повернули на Восток и поехали вдоль железной дороги на Котлас. Вокруг — шикарные сосновые леса. А впереди — райцентр Устьянского района. Ударение на "Я", ибо от имени реки Устья. Устья впадает в Вагу. Вага — в Северную Двину. Двина — в море-акиян.

Устьянские земли никогда не знали крепостного права. При этом славились практичностью хозяйствования, развитием зерноводства, скотоводства и ремесел, разумным общинным владением землёй.

С середины XVI до конца XVII эта местность имела признанный Москвой статус самоуправления, а эффективность хозяйства была настолько высокой, что ставилась в пример остальным землям. Счастье закончилось с воцарением Петра I. Во времена рубщика европейских окон устьянцы лишились традиционного административного уклада и вошли в состав Архангелогородской губернии, затем — Вологодской губернии. Император отменил местное самоуправление и ввёл полицейскую систему контроля за населением.

В результате царствования Петра на Руси погибло и разбежалось до 20% взрослых налогооблагаемых жителей. Количество устьянцев в этом числе представляется солидным. Пётр вступил в борьбу с беженцами, введя тотальный надзор. Заколосились взятки, расцвело наушничество, стали популярны кровавые наказания, казни и каторжные ссылки. Людей сгоняли с мест жительства и направляли на казённые строительные работы. На этом фоне радовала петровская забота о хорошем настроении подданных: отсутствие в местных магазинах водки почиталось государством чуть ли не за вредительство.

Под конец царствования горе-реформатор оброс таким количеством воров-соратников, построил такую неэффективную неповоротливую чиновно-воровскую машину, что даже сам почуял неладное. И направил на искоренение взяточничества армию. Офицеры были призваны следить за чиновниками и жителями мест, где располагались их части. Так тяжесть крестьянской судьбы и воровство «властной вертикали» дополнились самодурством армии, оккупировавшей собственную страну.

После кончины «великого императора» жизнь потихоньку наладилась. Без малого 200 лет никакие выдающиеся реформаторы страну не корёжили. Устьянцы счастливо жили в составе Вельского уезда Вологодской губернии. Чуть хуже, чем раньше, но в целом — развивали хозяйство, богатели. А через 2 века пришла очередная напасть — большевики. И жизнь снова покатилась в тар-тарары.

При красных устьянцы побывали и в неясном статусе «рядом с интервентами», и в Северном Крае РСФСР, и в Северной области РСФСР, пока наконец не осели в Архангельской области. Долго ли, коротко — начала как-то налаживаться жизнь и при большевиках. Конечно, не привольно-богато, но в целом — оклемались. Однако, в последней четверти XX века устьянцев, как и всю страну, постигла новая беда: внуки красных комиссаров затеяли очередную бузу, организованную по старейшему и глупейшему революционному принципу: «Разрушать — ума не надо». Были уничтожены: территориальная целостность страны, система образования, энергетика, обороноспособность, остатки производства и сельского хозяйства, национальное взаимоуважение. На смену пришли хаотичный рынок, тотальное мздоимство и религия.

Рынок хорош там, где есть денежные потоки, сильное государство, развитые технологии и достойная транспортная инфраструктура. Ничего этого советская власть устьянцам не дала, поэтому и рынок здесь счастьем не обернулся — осталось лишь рубить и распродавать тайгу.

Флаг Устьянского районаНо зато в новые времена устьянцам были дарованы районный флаг и гордость местной администрации — районный герб! Флаг символизирует некогда знаменитую Прокопьевскую ярмарку в селе Бестужево. По легенде гости ярмарки добровольно ссыпали зерно в чан под названием «ссыпщина», варили из зерна пиво, угощались сами и угощали других гостей. Что и нарисовано на синем фоне желтой краской.

А «Прокопьевской» ярмарка называлась вот почему… В середине XVII века к берегу местной речки Верюги прибило льдину с ивовым гробом. В гробу обнаружился нетронутый тлением труп молодого человека. Мощи обладали лечебным действием. А значит, принадлежали святому. Поэтому для останков была построена специальная часовня.

Собственный святой — это хорошо и в духовном, и в финансовом плане. Но требовалось имя. Кроме того, ивовый гроб грозил вот-вот развалиться. Проблема решилась просто: крестьянин Савелий Онтропов увидел сон, главную роль в котором играл некий Прокопий, объяснивший, что он и есть мощи, и потребовавший новый гроб.

Вера в Прокопия ширилась, и к XIX веку дело обрело серьезный размах — функционировали 2 храма: каменный (разобран красными на кирпич в 1947 году) и деревянный (сгорел при пост-красных в 1994 году). В пешей близости от храмов функционировал богомольный отель.

С местечковым культом Прокопия Праведного Устьянского, возникшем без указания религиозного начальства, Русская Православная церковь боролась аж до прихода к власти большевиков. Но боролась вяло. Ибо бороться всерьёз не представлялось возможности: народ верил. Покончить с богомольным самозванцем удалось лишь Иосифу Джугашвили — кинул мощи в топку, они и сгорели. Ходят слухи, что где-то что-то от мощей осталось, но уже — не лечит.

Однако вернёмся к светской истории. Раньше центром района было село с красивым названием Шангалы. Очень северное название. Как скуластые открытые лица местных жителей. Как их непонятный московскому уху быстрый говор. Как узкоглазые северные лайки, порода которых проглядывает в каждой деревенской дворняге. Но более полувека назад рядом со старым райцентром построили новый. И нарекли его "Октябрьский". Ну конечно, как же ещё?

Гораздо лучше скучного сайдинга!.
В Устьянском районе, видимо, есть свой завод ЖБИ или ДСК, выпускающий плиты, облицованные причудливой мозаикой. Из этих плит тут сложены автобусные остановки, жилые дома и офисы. Сначала пестрая мозаика нас веселила. Но потом мы прониклись северными узорами. Как хорошо, что где-то ещё есть оазисы, не покрытые плесенью одинакового «евроремонтного» сайдинга!

.

УСТЬЯНСКИЙ РАЙОН. РЕКА, ДОМА, МОСТЫ.

…петляет река Устья.
Устьянский район называется Устьянским потому, что по всей его поверхности петляет река Устья. А поверхность у района — немалая. И вся она изрезана рекой, которая много лет назад была судоходна.

Теперь кораблей-барж тут нет. Река обмелела. Может, потому, что леса варварски вырубались и вырубаются. Или ещё что нехорошее творит человек. Только не пройдут теперь суда по Устье — застрянут.

Сегодняшняя Устья обмелелаСколь её не рубили, тайга до сих пор не кончилась.
Но все-таки, сколь её ни рубили, тайга ещё стоит. Дорога из Октябрьского на север петляет меж высоких холмов и бесконечных таёжных лесов. И — сёла. Очень разные. То — зажиточные (москвичи да питерцы дома скупили). То — полуразвалившиеся.

Дома — столетние. Сложенные из толстого кругляка. Двух-, а то и трехэтажные. С балконами. Состоящие из трёх частей: жилая (дом), хозяйственная (поветь), а между ними — мост (крытая часть дома, переход между домом и поветью). Всё под одной крышей, включая баню и туалет. И это — не нынешнее изобретение, так было всегда!

Дома — столетние, сложенные из толстого круглякаОни родились в XIX векеКурица. В архитектуре русского севера — элемент кровли, без гвоздей врубаемый в слеги (решетины) и поддерживающий деревянный водосточный желобЛетний гость.
Рядом с домом — «зимник». Маленькая избушка, куда уходили жить в сильный мороз, переставая топить основную избу. В результате чего сруб вымораживался. И никаких тараканов, никаких иных насекомых тут отродясь не могло прижиться.

Большинство сегодняшних северных изб — жалкие скелеты прошлого. Как огромные старики, сквозь немощь которых проглядывает древняя стать и широкая кость. Хотя, конечно, бывают и приятные исключения.

* * *

Берега Устьи и впадающей в неё Верюги порой так круты, что можно наблюдать всё строение местной почвы на несколько десятков метров от поверхности воды до растущих вверху деревьев. Называются такие голые, не поросшие травой береговые обрывы, "слуда". Очень красиво — и слово, и сами.

Слуда.
В Устьянском районе — изумительные подвесные мосты. Необычайные! Хотел бы я увидеть те пассатижи, которыми эту проволоку гнут! Хотел бы я познакомиться с тем Илюхой Муромцем, который теми пассатижами управляется. И струится эта красотища стометровой длины с берега на берег. Качается. Под ногами пружинит.

Похожий висящий мост во Франкфурте-на Майне — достопримечательность, о которой вопят все путеводители. Похожие висячие мосты в Австралии — гордость, о которой вещают гиды. А тут — вот они, в каждом десятом селе! Только для того, чтобы увидеть такие мосты, чтобы походить по ним, чтобы постоять в середине — там, где доска под ногой играет наиболее значимо — уже стоит ехать в Устьянский район Архангельской области. Чессслово!

Подвесные мосты Устьянского районаПодвесные мосты Устьянского районаХотел бы я увидеть те пассатижи, которыми эту проволоку гнут!.
Костя ПУТЕВОДКА

<<< предыдущая глава | продолжение >>>

Следующая: ДОРОГА НА СЕВЕР. Архангельская губерния. Часть IV

Предыдущая: ДОРОГА НА СЕВЕР. Москва — Архангельская губерния. Часть II