Разделы:

Хронология:

 

Архив публикаций

Новые комментарии:

Каналы:

© Константин Лакин, 2011–2024

Перепечатка материалов допускается с указанием источника.

Изготовление: Валерий Сальников

11 ноября 2014 г. Комментарии (0)

Россия. Дорога в Крым. 11.11.2014. Князь Петр Алексеевич Кропоткин.

Часть своей жизни я провел в объятиях Кропоткинского переулка, Кропоткинской улицы, Кропоткинской площади, Кропоткинской набережной, Кропоткинской станции метро. Там родились мои дети. Там я спотыкался о чудом сохранившуюся чугунную коновязь на углу представительства Организации Освобождения Палестины…

А сегодня еду по Южной России. В местах, где начиналась научная деятельность моего деда. Где родилась моя мама. И на пути — город Кропоткин. Вот так встреча!

г.Кропоткин на карте маршрута
г.Кропоткин на карте маршрута


.

Кропоткин и топонимика

Как часто топонимика кривым зеркалом искажает лик человечества…

Австралия и Новая Зеландия пестрят именем начальника британской зондеркоманды капитана Кука, уничтожившего тысячи ни в чем не повинных туземцев и стершего с почвы десятки населенных пунктов. Хорошо, что мерзавца таки съели, прекратив кровавый путь непрошенного «гостя». Впрочем, куча непрожеванных британских нацистов по сей день марают карту мира своими именами.

Улицы Северной Америки усеяны кличками европейских маньяков, разрушивших американскую цивилизацию и загнавших обитателей континента в концентрационные резервации.

Африканские карты заполонены именами западноевропейских отморозков, втоптавших в грунт своеобычность негритянского мира и построивших на руинах царство хаоса и ссудного процента.

Тем ценнее бриллианты топонимов, напоминающих о судьбе великих людей. Один из таких бриллиантов — город Кропоткин, носящий имя теоретика анархизма князя Петра Алексеевича.

Князь Петр Алексеевич Кропоткин
На фото — не профессор Преображенский.
Это — князь Петр Алексеевич Кропоткин.
Поразительное сходство, не правда ли? :)


.

Анархизм по-советски

Чем был «анархист» в сознании среднего советского гражданина? Эдакий усредненный Нестор Иванович Махно в непременном полурваном тулупе, спрыгивающий с заваленной сеном тачанки, вечеряющий за длинным струганным столом перед четвертью самогона в окружении обгрызенных кукурузных початков. Или — полупьяный матрос, криво перетянутый патронными лентами, размахивающий огромным маузером и громогласно требующий чего-то глупо-ненужного от подтянутого, гладко выбритого революционного коллеги.

Для усредненного зарубежного гражданина или обитателя малообразованной ельцинско-путинской России понятие «анархист» и того круче: нечто нечёсанное, непослушное и бузотерское. Попробую потревожить устоявшиеся шаблоны.

Анархизм по Кропоткину

По Кропоткину «Анархизм (Anarhia, греч. — безвластие) — это учение, которое стремится к полному освобождению человека от ига Капитала и Государства». Князь отвергал:
а) прудоновский план постепенных реформ;
б) стихийный бунт малообразованного быдла.

Что же взамен? По Кропоткину, взамен — этика и мозг. Революция хороша, но это должна быть не революция безмозглых зомби, а сознательное волеизъявление множества отдельных образованных личностей.

А что после революции? Ответ Петра Алексеевича: «свободное соглашение, свободная организация», которые «заменяют дорогостоящий и вредный государственный механизм и выполняют ту же задачу лучше него». При этом Кропоткин постоянно говорит о необходимости гармонии человека и окружающего мира. И объясняет явления общественной жизни объективными законами природы.

Мечтатель не от мира сего? Нет. В отличие от марксистов, все тактические суждения Петра Алексеевича моральны и, в хорошем смысле, «приземлены». Чего стоит хотя бы высказывание о цареубийстве осенью 1889 года: «…не следует и нецелесообразно убивать государя». Ему возражали: «Следующий царь будет либеральнее». «Не может быть либеральнее сын убитого государя!» — парировал князь.

Естественно, суть кропоткинских мыслей гораздо глубже и обоснованнее представленного мною скетча. Желающим понять — читать «Записки революционера», «Революционная идея в революции», «Речи бунтовщика», «Хлеб и воля», «Современная наука и анархия», «В русских и французских тюрьмах», «Государство и его роль в истории», «Великая французская революция», «Взаимопомощь у людей и животных». И, в особенности, последний незаконченный труд «Этика» — попытку обосновать анархистский идеал через естественное развитие народных культурных традиций. Краткую суть которого я бы сформулировал так: «Нравственность есть результат практики и солидарной деятельности людей, поэтому основное предназначение нравственности — развивать и совершенствовать эту солидарность.»

.

Анархизм. Зарождение.

Момент формирования Анархизма — 30–40 годы XIX века. Как и сегодня, воспаленные умы человечества метались между двумя крайностями:
 — либерализмом (свобода личности при минимизации государства) и
 — социализмом (социальное равенство при тотальной государственной регламентации).

Светлые головы понимали губительность крайностей. Вот что писал тверской помещик Михаил Александрович Бакунин: «Свобода без социализма есть привилегия и несправедливость… Социализм без свободы есть рабство и скотство». Хотелось найти золотую середину. Ею и стал Анархизм.

Мысли Бакунина развил П.А.Кропоткин, составивший осенью 1873 г. программный манифест «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?»

.

Кропоткин. Судьба.

Петр Александрович родился в 1842 году в старинной московской княжеской семье. С 1861 г. — камер-паж Александра II. По окончании Пажеского корпуса в течение 5 лет — полковая служба в Восточной Сибири. С 1867 г. — Петербургское географическое общество и учеба на физмате столичного университета.

Князь Петр Алексеевич Кропоткин
На фото — молодой князь
Петр Алексеевич Кропоткин

В 1871 г. — геологические исследования в Финляндии и Швеции. Там Петр Алексеевич и заразился бациллой социализма, вступив в секцию Интернационала.

Зимой 1872 г. вернувшийся в Россию Кропоткин организовал несколько рабочих кружков. В марте 1873 г. — арест и Петропавловская крепость. Осенью 1875 — знаменитый побег из Петропавловки, эмиграция и бурная деятельность на ниве теоретического Анархизма.

В 1881 г. Швейцария объявляет Кропоткина опасным и выдворяет за свои пределы в качестве «персоны нон грата». В 1882 г. — арест французскими властями. Январь 1883 г. — приговор Лионского суда: 5-лет кичи за принадлежность к Интернационалу. Не досидел. С 1886 г. — Альбион.

Заразившись бациллой социалистических идей, Петр Алексеевич оказался не «мальчиком на побегушках». Он переработал учение и развил одну из наиболее привлекательных революционных идеологий рубежа XIX-XX веков, выпустив в 1892 г. базовый труд «Хлеб и воля». Параллельно — работы по геологии и географии.

Под влиянием идей Кропоткина на юге России в 1903 году возникают первые анархистские кружки (Белосток, Гродно, Бельск, Волковыск, Орел, Житомир, Одесса, Нежин).

В I мировой войне князь ратует за оборону страны от врага.

После Февральской революции 1917 г. Петр Алексеевич возвращается в Россию. Вот как отзывается о появлении Кропоткина на Родине энтузиаст анархического движения Нестор Иванович Махно: «Петр Алексеевич укажет конкретные пути для организации нашего движения в деревне. Он воспользуется своим идейным влиянием на анархистов и их группы и поспешит конкретно сформулировать те положения революционного анархизма, которыми анархисты должны заняться в нашей революции».

А.Ф.Керенский пытался привлечь Кропоткина во Временное правительство, предлагая ему любой министерский пост. Князь отказался: «Считаю ремесло чистильщика сапог более честным и полезным».

В октябрьские дни большевики используют авторитет Кропоткина и боевиков-анархистов для захвата власти. Анархисты — союзники большевиков в Петрограде, Москве, Иркутске и других городах. Но, победив, ленинцы тяготятся апологетами защиты России от внешней агрессии.

Россия. Начало XX века. Анархисты.
Россия. Начало XX века. Анархисты.

17 декабря анархисты призывают к формированию собственных вооруженных сил «Вольных анархических дружин», а весной 1918 г. приступают к созданию кадровых боевых отрядов. В ночь с 11 на 12 апреля застигнутые врасплох, не ожидавшие удара московские дружины анархистов были разоружены силами ВЧК, воинских частей и латышских стрелков. Следом — разоружение анархических групп Петрограда, Вологды, подавление Бугуруслано-Самарского мятежа.

Несмотря на произошедшее, несмотря на антагонизм по отношению к капиталу и Советам, Петр Алексеевич призывает соединить усилия капитала и Советов в деле борьбы с германской агрессией. Но большевикам этого не надо.

Удивительно, насколько разные люди прислушивались к мнению Петра Алексеевича. Здесь и Лев Николаевич Толстой, и… Владимир Ульянов! Именно злой гений Октябрьского переворота обратился к Кропоткину с просьбой информировать советское правительство о возможных ошибках его деятельности. Князь незамедлительно откликнулся на предложение. Вот лишь абзац из его записки от 1920 года:

«Несомненно одно. Если бы даже диктатура партии была бы подходящим средством, чтобы нанести удар капиталистическому строю (в чем сильно сомневаюсь), то для создания нового социалистического строя она, безусловно, вредна. Нужно, необходимо местное строительство, местными силами, а его нет. Нет ни в чем. Вместо этого на каждом шагу людьми, никогда не знавшими действительной жизни, совершаются самые грубые ошибки, за которые приходится расплачиваться тысячами жизней и разорением целых округов.»

Абзац из следующего письма: «Зачем же толкать революцию на путь, который поведет ее к гибели, главным образом, от недостатков, которые вовсе не свойственны Социализму и Коммунизму, а представляют пережиток старого строя и старых безобразий, неограниченной всепожирающей власти?»

В заключение — абзац из письма 1919 года европейским рабочим: «Я должен сказать вам откровенно, что, согласно моему взгляду, попытка построить коммунистическую республику на основе строго централизованного государственного коммунизма под железным законом партийной диктатуры в конце концов потерпит банкротство. Совет рабочих перестанет быть свободным и полезным…»

Петр Алексеевич оказался прав.

В марте 1921 князь Кропоткин умер в г. Дмитрове Московской губернии от воспаления легких. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Князь Петр Алексеевич Кропоткин
Князь Петр Алексеевич Кропоткин. Скульптор А. Рукавишников, 2004 г. Дмитров, ул. Кропоткинская, 75.


.

Кропоткин, Бакунин и понятие свободы

Различие во взглядах Бакунина и Кропоткина состоят из нюансов. Но нюансы говорят о многом.

Бакунин: «Я — фанатичный приверженец свободы, видящий в ней единственную среду, где может развиться ум, достоинство и счастье людей».

А вот Петр Алексеевич фанатиком абстрактной свободы не был. И выделял интересы образованной части трудящихся, ориентированных на солидарность и взаимопомощь. Именно солидарность, и взаимопомощь, основанные на этике и естественно-исторической гармонии, являются сутью свободы по Кропоткину.

Лишь этика, гуманизм и свободолюбие нейтрализуют государственное безвластие. Подобные взгляды позволяют рассматривать анархизм Петра Алексеевича не столько как политическую платформу, сколько в качестве научно-гуманистической доктрины, противопоставляющей глупый безумный бунт зомбированных неучей и нравственную эволюцию образованного человечества, приводящую к революционным событиям.

.

Кропоткин и Россия

К огромному сожалению, в СССР детям преподавали сумасшедший микс действительности и фантазий: марксистско-ленинскую философию и политэкономию плюс научный коммунизм. В результате на смену ульяновым и джугашвили пришли горбачевы, ельцины и путины, не говоря уже обо всяких януковичах-порошенках-яценюках…

Если бы детям преподавали философию Анархизма по Кропоткину, возможно, судьба нашей страны была бы иной.

Трудно всерьёз воспринимать мысли Петра Алексеевича людям, пережившим горечь октябрьского переворота 1917 года, гражданскую бойню, голодоморы, еврофашистскую оккупацию, предательский переворот 1991-93 годов, бандерофашизм начала XXI века, боль нынешней украинской гражданской войны. Обитателям нацистской Британии, шовинистической Северной Америки, родины фашизма Европы также смешны философские чаяния Кропоткина. Таков нынешний мир.

Но если не знать, не помнить и не стремиться к мысли об образовании, о взаимопомощи и равенстве обитателей Планеты, то вообще для чего мы тут? А, значит, пусть Петра Алексеевича игнорируют приверженцы сбрендивших альбионских корольков, лидеры североамериканских режимов, апологеты марксов, моше-даянов и путиных, безмозглые нацисты Украины и Прибалтики. Пусть. Я же склоняю голову перед князем за его чаяния и его судьбу.

Костя ПУТЕВОДКА

.
.
.

Следующая: Россия. Дорога в Крым. 11.11.2014. Вторник. Гулькевичи — Темрюк.

Предыдущая: Metarea Marine Weather